Вопросы к экзамену по зоопсихологии
В/О
1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.
2. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.
3. Движение, поведение, психическое отражение, их характеристики и взаимосвязь.
4. Основные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в историческом аспекте.
5. Проблема возникновения психики.
6. Основные этапы развития психики животных в эволюции.
7. Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики. Особенности научения простейших.
8. Общая характеристика высшего уровня стадии элементарной сенсорной психики.
9. Общая характеристика низшего уровня стадии перцептивной психики.
10. Общение и групповое поведение высших беспозвоночных.
11. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики.
12. Особенности научения высших животных.
13. Групповое поведение и общение у высших позвоночных.
14. Интеллект животных и методы его изучения.
15. Манипуляционная активность и ее познавательная функция.
16. Орудийная деятельность животных. Отличия употребления вспомогательных средств антропоидами и другими животными.
17. Общее представление об онтогенетическом развитии поведения и психики животных. Особенности онтогенеза беспозвоночных и позвоночных.
18. Периодизация онтогенетического развития поведения и психики у высших позвоночных.
19. Общая характеристика развития поведения и психики в пренатальном периоде. Возможности научения зародышей.
20. Общая характеристика развития поведения и психики в раннем постнатальном периоде. Особенности онтогенеза зрело- и незрело рождающихся животных.
21. Инстинктивное движение, врожденное узнавание и ранний опыт.
22. Общая характеристика развития поведения и психики в ювенильном периоде.
23. Основные концепции игры животных.
24. Представление об игре животных как о развивающей деятельности.
25. Игра и исследовательское поведение в онтогенезе высших позвоночных.
26. Врожденное и приобретаемое поведение животных.
27. Инстинктнвное поведение и методы его изучения.
28. Научение и методы его изучения.
29. Виды научения.
30. Неассоциативное и ассоциативное научение.
31. Запечатление как особый вид научения.
32. Латентное научение и инфант как особые виды научения.
33. Облигатное и факультативное научение.
34. Подражание. Алеломиметическое поведение и имитационное научение.
35. Развитие научных представлений об инстинктивном поведении и научении в истории зоопсихологии. Пластичность инстинктивного поведения (Концепция В.А.Вагнера).
36. Проблема мотивации поведения животных.
37. Групповое поведение обезьян и проблема зарождения общественных отношений.
38. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.
39. Эксперименты по обучению обезьян коммуникации с помощью искусственных средств.
40. Различие в использовании орудий туда антропоидами и человеком.
41. Антропогенетически значимые черты поведения и психики приматов.
42. Поведение и психика человека и животных - генетическое родство и качественные различия.
Используются технологии
uCoz